Конспект книги Пола Ренда «Дизайн: форма и хаос»
Три вкусных цитаты
- Главная цель логотипа — это идентификация, а главное средство — простота. Детали затруднят узнаваемость и передачу смысла.
- Частая проблема: данные исследования рассматриваются как доказательство, а не как информация к размышлению.
- Никакое соблюдение пропорций и теории цвета не залог хорошего результата.
Введение
Цель книги — показать значение дизайна в нашей обыденной жизни.
Форма + содержание
Дизайн это больше, чем просто упорядочивание визуального материала.
Суждение о дизайне формируется из двух типов оценок: ассоциативной (внешней) и формальной (внутренней). Первые о содержании, вторые о красоте.
В искусстве могут быть оценки, мнения, споры и интерпретации. Но не может быть доказательств. В этом — его тайна и волшебство.
Хороший дизайн — это хорошая репутация
Качество дизайна обратно пропорционально величине дистанции между дизайнером и человеком, который принимает решения.
Три причины распространения плохого дизайна, равные по значимости:
- Управленцы не знакомы с примерами хорошего дизайне или равнодушны к ним.
- Маркетологи преследуют свои интересы.
- У дизайнера недостаточно авторитета и компетенции.
Сомнительно применять маркетинговые исследования в корпоративных стилях. Как можно спрашивать о таких понятиях, как новизна, оригинальность или уникальность?
Частая проблема: данные исследования рассматриваются как доказательство, а не как информация к размышлению.
Маркетинговое исследование не должно служить оправданием плохого дизайна. В свою очередь, хороший дизайн не должен выступать в поддержку плохого продукта.
Хороший дизайн чтит смысл и форму.
Репутация компании сильно зависит от того, какое впечатление она производит и как её продукция работает. У компании хороший дизайн — хорошая репутация.
Интуиция и идея
Интуитивное озарение приходит неожиданно.
Дело не в том, чтобы пережить интуитивный порыв, а в том, чтобы услышать: последовать или отвергнуть. Важно также качество интуиции: насколько идея оригинальна.
Никакое соблюдение пропорций и теории цвета не залог хорошего результата.
Дизайнер работает интуитивно. В противном случае скатится к имитации чужих работ или случайным решениям.
Логотипы. Флаги. Уличные указатели
Египтянам мы обязаны геометрией — вечным языком точек, линий и плоскостей. Геометрия — путь к качественному дизайну.
Редизайн принесёт пользу, если сама компания изменилась.
Если дизайн можно улучшить без потери идентификации, стоит это сделать.
Что такое логотип и каковы его функции:
- логотип — это флаг, подпись, герб, уличный указатель;
- логотип не продает, он идентифицирует;
- логотип довольно редко описывает что-то;
- логотип основывается на качестве того, что он символизирует, но никак не наоборот;
- логотип менее важен, чем продукт — то, что символизирует логотип, гораздо важнее того, как он выглядит;
- предметом логотипа может быть практически всё что угодно.
Люди считают флаг своей страны красивым, и эта аналогия многое говорит о восприятии логотипов.
Главная цель логотипа — это идентификация, а главное средство — простота. Детали затруднят узнаваемость и передачу смысла.
Логотип в первую очередь отвечает не на вопрос «Что?», а на вопрос «Кто?». Эффективность этого зависит от следующих критериев: чёткости, заметности, воспроизводимости, универсальности и долговечности. Дизайнер задаёт вопросы: «Что за аудитория?», «Каков маркетинг?», «Какая медиаактивность?».
Ничего страшного, если образ не соответствует содержанию. Эмблема «Мерседеса» не соотносится с автомобилями, тем не менее это хороший знак, и не потому, что хорошо нарисован, а потому, что хорош сам автомобиль.
Дизайн, плохой или хороший,— это узелок на память. Хороший дизайн придаёт ценность, усиливает значимость и притягивает взгляд. Он говорит о вдумчивости и содержательности, о качестве товаров и услуг. От имени компании хорошо сделанный знак говорит: «Вы нам небезразличны».
Презентация
Презентация в дизайне играет ту же роль, что аккомпанемент в музыкальном произведении. Поэтому отсутствие идеи не спрятать за финтифлюшками. Если подача слишком вычурна, её могут не воспринять, если же она слишком прямолинейна, есть риск, что зрители просто уснут.
Некст
Дизайнер пробует разные шрифты, чтобы изучить соотношение букв и их комбинаций, попробовать найти изобразительные аналогии.
Простые и геометрические буквы гротескного шрифта универсальны и лучше антиквенных подходят для воплощения визуальных образов.
Лимитед
Идея логотипа должна по возможности опираться на название и легко распознаваться. В ней должна быть изюминка, она должна привлекать внимание и дарить зрителю радость открытия.
(В логотипе «The Limited» перпендикулярные слова образуют букву L)
Живучесть и долговечность логотипа зависит от адаптируемости и запоминаемости.
Ай-би-эм
Логотип может делать сразу две вещи: служить идентификатором компании и воплощать художественную идею.
Стремление к новому — «топливо» интуиции, фантазии и оригинальности — всего того, что мы называем творчеством.
Свежие решения чаще рождаются не благодаря абсолютной свободе творчества, а в условиях жёстких ограничений: культурных табу, ограниченности средств или материалов, несовершенства технологий или специфических запросов рынка.
Новаторство — основа хорошего дизайна и успешного бизнеса. Новатор не ограничивается правильными решениями, он стремится к исключительности. В результате расставляет по местам лидеров и ведомых.
Кисти, краски и компьютеры
Компьютер делает работу быстрее и круче. Главное — чтобы дизайнер не забывал думать. И иногда работать руками, это даёт «чувство материала».
Особенности книжного дизайна
Эрик Гилл написал книгу «Эссе о типографике» в 1931 году. Она важна с точки зрения теории и практики типографики и как моральная поддержка для тех, кто ставит во главу угла качество своей работы.
Ментор
Благодаря стараниям Яна Чихольда станок Гуттенберга превратился в инструмент художественного самовыражения.
Качественная вещь окружена особой аурой гармоничности и лаконизма. Мы чувствуем тщательно продуманные и выверенные отношения, баланс и контраст, согласие формы и функции, их взаимное влияние и дополнение.
От Кассандра к хаосу
Обилие дизайна, который врывается в жизнь, соответствует духу времени. Эта гигантская масса унылых изображений вызывает чувство смеси хаоса и смятения.
Модный дизайн полон соблазнов, особенно для молодых. Он подкупает: снимает ограничения и сулит «весёлую работу».
Погоня за новым — путь в никуда. Как говорил Мис ван дер Роэ, стремиться надо не к новому, а прежде всего к лучшему.
Исторический процесс — это процесс очищения от лишнего, а не накопления. Отвергать историю — значит изобретать велосипед.
Неправильно смешивать эстетику и социологию, тем более в школе дизайна.
Автор сетует на дизайнеров, студентов и преподавателей, которые не знают выдающихся дизайнеров прошлого: Ф. Г. Эмке, Томми Парцингер, Юлиус Клингер, Отто Арпке, Карл Шульпиг, Луциант Бернхард, Уолтер Дексель, Макс Бухартс, Ганс Лейстиков, Валентин Зеинтара, Вильгельм Деффке, Альфред Малау, Георг Гёдеккер, Фритц Алерс, О. Г. В. Хаданк, Альберт Фусс, Макс Кёрнер, Юлиус Гипкенс, Отто Бём, Дора Монкемейер Корти, Паоло Гаретто, Пьер Бриссо, Пол Реннер, Фортунато Деперо, Ганс Шлегер, Рудольф Кох, Геогр Трумп, Шарль Мартен, Пауль Шойрих, Бернар Буте де Монвель, Людвиг Козма, Поль Колен, Джозеф Биндер и многие другие — дизайнеры, иллюстраторы, художники-модельеры. Из числа американцев, работавших в 1930-х и 1940-х годах, это Густав Йенсон, Говард Трафтон, Владимир Бобрицкий (Бобри), Джозеф Синель, Джордж Швитцер и Эдвард МакНайт Кауффер, проживающий большую часть жизни в Англии. Великие дизайнеры, такие как Уильям Эддисон Двиггинз и Эрик Гилл, занимают отдельную нишу.